Караван мелодий
В этот ненастный осенний вечер в Вышке оказалось как-то по-особенному тепло и уютно. Ибо здесь, в Профессорском клубе, звучала прекрасная, согревающая человека музыка — 19 ноября в Профессорском клубе играл настоящий джазовый ансамбль — с саксофоном, никогда прежде у нас не звучавшим, бас-гитарой и даже ударной установкой.
Старинные восточные мелодии в джазовом преломлении и современной аранжировке способны зажечь по-настоящему! "Зажигал" квартет "Комнаты" в составе замечательных музыкантов: Екатерина Черноусова (вокал, фортепиано), Андрей Антимонов (саксофон, перкуссия), Алексей Заволокин (бас-гитара), Дмитрий Власенко (ударные).
Главная героиня вечера — Екатерина Черноусова — певица, пианистка, композитор и постоянная участница российских и зарубежных джазовых фестивалей, а также создатель этого небольшого ансамбля. А еще она ученица блистательного Даниила Крамера, хорошо известного не только во всем мире, но и в Вышке, ведь он выступал здесь, правда, уже три года назад.
Профессорские среды — старая добрая вышкинская традиция. Это музыкальные вечера в камерной, почти семейной атмосфере. Вечера, каждый раз уникальные. За пять лет исполнители ни разу не повторились. А вот зрители (слушатели) "повторяются" часто — традиция ведь!
А начало этой замечательной традиции положила Наталья Савельева, ученый секретарь ГУ-ВШЭ. В главе "Обращение к социальной антропологии: туземные обычаи" Bookвышки она вспоминает, как все начиналось:
"Профессорские среды? К сожалению, сейчас остались только концерты. А начиналось, когда… захотелось общения неформального! Первые среды проходили в кабинете у Кузьминова. Туда, прямо в кабинет к ректору, приглашались ординарные профессора, проректоры, чтобы просто спокойно посидеть, попить чай, побеседовать неформально о каких-то темах, которые связаны с Вышкой, но выходят за рамки учебного процесса. Реально получалось так, что собирались, беседовали, решали какие-то вопросы и просто отдыхали. Это было непринужденное общение в свободное время. Чем-то похоже на профессорский "клуб".
Но потом получилось так, что Ярослав Иванович все чаще бывал занят и сам уже не мог приходить на эти встречи. Тогда и решили переместиться из его кабинета в Профессорский зал. И была идея в Профессорском зале, может быть, поставить полочки с книгами, шахматы, чтобы люди туда приходили, общались, играли… Потом возникла идея организовывать театральные вечера, музыкальные. Как раз примерно в это же время к нам на факультет мировой экономики поступила одна девушка, а папа у нее оказался руководителем квартета Глинки — Олег Смирнов. Вот их музыканты первые вышли с предложением, что готовы выступить у нас. Собралось не так много народу, человек, наверно, тридцать.
Наталья Савельева |
Однажды реализовалась очень интересная инициатива. Никита Евгеньевич Покровский организовал такой клуб помещиков. Он большой любитель деревни. Сам сделал короткое выступление, рассказал о деревне, где у него дом, привел некие социологические исследования, которые они проводили там. А мы постарались создать в Профессорском зале дух "древней Руси" — принесли самовар, в который, кстати, была налита водка, настоянная на каких-то травах, бублики были повешены, "скатерти-самобранки" на столах. Покровский еще и варенье принес: то ли брусничное, то ли черничное, а может и то, и другое, из ягод, собранных в его деревне. Было так приятно, хорошо. Но потом таких энтузиастов, честно сказать, больше не было…
А сейчас, когда практически каждый день идет по несколько семинаров, и так все собираются, поэтому мы остановились только на этих музыкальных вечерах, которые бывают максимум два раза в месяц. К тому же в нашем Профессорском зале очень хорошая акустика.
Но есть зато сейчас и свои плюсы: если на первом этапе приглашались только профессора, то сейчас уже — все желающие.
Иногда, когда я делала рассылку, мне казалось, что Профессорский зал просто не выдержит, что вся школа придет, но, к сожалению или к счастью, все выдерживает. А потом к нам пришла выпускница консерватории Марина Лебедь, которой я с радостью отдала эту работу — поиск талантов, достойных выступить в ВШЭ…
Марина Лебедь, художественный руководитель клуба "Профессорские среды":
— Первый концерт состоялся ровно пять лет назад, но я его помню прекрасно! Это был Государственный струнный квартет имени Глинки. Все прошло замечательно, и потому захотелось, чтобы подобные музыкальные вечера в Высшей школе экономики были еще и еще. Вечера в формате так называемых музыкальных гостиных. Хочется возродить такую культуру особняковую… Но у нас не только замечательный зал, что, конечно, само по себе немаловажно, но еще и совершенно изумительная, образованная и благодарная аудитория — наши с вами коллеги: преподаватели и сотрудники Вышки. И все наши гости — музыканты отмечают, какая у нас приветливая и отзывчивая публика!
Марина Лебедь |
— Поначалу я очень волновалась, ведь первый раз здесь. Чувствовала себя прямо как на экзамене, но в лицах ваших слушателей была такая заинтересованность, что все волнение сразу прошло.
— Катерина, говорят, что люди, работающие вместе, должны понимать друг друга с полуслова. А как это относится к музыкантам?
— Мы понимаем друг друга с полузвука! С первой ноты! С нынешним составом мы именно так и понимаем друг друга. Порой мне просто достаточно взглянуть на моих замечательных музыкантов, и они уже знают, что играть! Мы вместе уже четыре года. Начинала с дуэта, потом были квартет и квинтет. А сейчас "Комнаты".
— Кстати, откуда у вас это название — "Комнаты"?
— Да просто комнаты — это разные стили. В одной большой джазовой квартире есть разные комнаты: русская, восточная, латиноамериканская и т.д. А вообще вся наша небольшая история рассказана на нашем сайте.
Действительно, как говорится, лучше все-таки один раз услышать, чем сто раз прочитать. Поэтому после прочтения рекомендуется заглянуть сюда и насладиться звуком, если не живым, то хотя бы в формате mp3 (http://www.jazz.ru/rooms)
Екатерина Березнер, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова