• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Читаю лекции, основываясь на собственном опыте»

Студенты магистерской программы Института развития образования ВШЭ «Управление образованием» назвали профессора Константина Ушакова, генерального директора издательской фирмы «Сентябрь», одним из лучших преподавателей, читавших лекции в 2012 году.

— Константин Михайлович, в образовательном сообществе вас хорошо знают как эксперта по вопросам управления и как издателя журналов, наиболее известный из которых — «Директор школы». В Высшей школе экономики вы часто выступаете на еженедельном семинаре Института развития образования. А как вы стали преподавателем? Какой педагогический опыт был у вас до прихода в Вышку?

— Свою профессиональную карьеру я начал в школе: около десяти лет проработал учителем физики. В 1990-е годы мне предложили сменить поле деятельности (тогда такое было возможно) и организовать с «нуля» кафедру управления в Московском областном институте повышения квалификации работников образования. В то время я имел весьма смутное представление о менеджменте, долго сомневался, стоит ли начинать, однако молодость плюс свойственный возрасту авантюризм подтолкнули меня к принятию судьбоносного решения.

В течение пяти лет я участвовал в международных проектах, в том числе фонда Сороса, проводил огромное количество семинаров и сам учился у зарубежных специалистов. Потом я создал кафедру управления человеческими ресурсами в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО), проработал там 12 лет, параллельно с этим меня пригласили в Московскую высшую школу социальных и экономических наук («Шанинку»). А год назад перешел в Высшую школу экономики.

— Ваши учениками всегда были зрелые люди, имеющие опыт работы в сфере управления?

— Да, это директора школ, дошкольных учреждений, руководители муниципальных органов управления образованием. Мне интересно работать с теми, кто имеет хоть какой-то профессиональный опыт. Только с такими людьми можно всерьез обсуждать проблемы управления, таких людей можно научить управлению.

— Обучение взрослых — особая наука, требующая определенных навыков и приемов. Можете раскрыть хотя бы некоторые из них?

— Во-первых, надо всегда помнить о том, что взрослых, в отличие от детей, нельзя обучать по принципу «от общего к частному»: если мы начинаем преподавание с абстрактных общих теорий, тем самым, как правило, убиваем мотивацию к дальнейшему обучению. Взрослые мотивируются, если находят связь между контентом, который им преподается, и своей ежедневной практикой.

Во-вторых, хорошо учить управлению можно только тогда, когда сам руководишь какой-то организацией. С 1993 года я являюсь генеральным директором издательской фирмы «Сентябрь». За этот период мы пережили всевозможные кризисы, дефолты и сегодня издаем шесть журналов, ведем научные разработки. Я читаю лекции, основываясь на собственном опыте и приводя конкретные примеры из собственной практики. Можно сказать, мой курс для меня стал весьма личностным.

— Но издательство и школа — разные организации, можно ли их сравнивать?

— Вполне. Главная задача управленца — это создание эффективной организации, с точки зрения достижения поставленных целей. Осуществлению этой задачи мешает так называемое «сопротивление персонала» (это относительно новое понятие). 80 процентов рабочего времени руководителя уходит на борьбу с этим явлением.

Сопротивление персонала — процесс, имеющий определенные закономерности, он может быть больше или меньше, иногда он бывает настолько сильным, что его невозможно или крайне трудно преодолеть. Однако существуют технологии работы с этим феноменом.

Сегодня много хорошей литературы по менеджменту, которая дает ответы на этот и другие вопросы. Но поскольку Россия не самая передовая страна в сфере менеджмента и для нас эта наука молодая, передо мной как перед преподавателем стоит задача адаптировать зарубежный опыт к нашей специфике, а в некоторых случаях — просто грамотно перевести те или иные термины на русский язык.

У нас понятие «менеджмент» трактуется как «управление, руководство», но если быть максимально точным, то значение английского глагола «to manage» — «ухитриться». То есть это «набор уловок, хитростей». Поэтому во многом моя задача — дать моим ученикам современные инструменты управления организациями и взаимодействия с людьми.

— Тема вашей докторской диссертации — «Теория и практика повышения квалификации управленческих кадров в системе образования в нестабильной ситуации», тема вашего курса — «Управление образовательными организациями в условиях изменений». Каковы особенности управления в нестабильной ситуации?

— Докторскую диссертацию я защищал в 1998 году, в эпоху перемен. Сегодня эта тема несколько менее актуальна, поскольку ситуация в стране стабилизировалась.

В наше время происходит активный процесс реформирования системы образования, поэтому правильнее говорить об отраслевой нестабильности. Это может нравиться или не нравиться, но это следует воспринимать как неизбежность. И надо понимать, что уютной стабильности советских времен уже не будет никогда.

Зачастую темпы реформ превосходят адаптационные возможности людей, но если кто-то надеется, что это скоро кончится, то глубоко ошибается.

Причем все предыдущие годы у нас шли институциональные реформы, направленные на изменение финансово-экономических механизмов, организационно-правовых форм, реструктуризацию сети образовательных учреждений, но пока еще не было ни одной реформы, касающейся непосредственно учебно-воспитательного процесса (введение школьных стандартов нового поколения не в счет). Но характер взаимоотношений педагога и ребенка изменить значительно сложнее, чем ввести новые экономические механизмы. Это означает, что самые серьезные изменения в системе образования еще впереди.

— В своих статьях и выступлениях вы резко критикуете реформы и нововведения, в том числе новую систему оплаты труда, ЕГЭ, оптимизацию сети образовательных учреждений, деление школ на «успешные» и «слабые». В то же время ваши ученики — государевы люди, которые обязаны осуществлять эти реформы по долгу службы. Не собьет ли их с пути истинного ваша скептическая позиция?

— Нет, и могу объяснить, почему. Дело в том, что решения, принятые на федеральном уровне, не могут быть в равной мере приемлемыми для всех, поскольку они не учитывают специфику организации. Реализовывать эти решения приходится в конкретных условиях конкретным людям, и без критического взгляда на нововведения никогда не удастся их провести в жизнь — в соответствии с имеющимися обстоятельствами и ресурсами.

Среди моих учеников много молодых людей, которые выросли в эпоху перемен, и происходящие реформы они воспринимают как норму. Они прагматичны и трезво оценивают противоречия и проблемы своей организации. Важно показать им, что различные точки зрения создают условия для выживания системы.

— Ваши занятия проходят в форме дискуссий?

— Чаще всего. Мои ученики готовы спорить, отстаивать свою позицию по тем или иным вопросам. Правда, не всем это удается, многих надо этому учить. Понимаете, у нас в педагогическом сообществе не очень развита профессиональная рефлексия: люди редко анализируют причины, которые заставили их поступить так, а не иначе. «Текучка» давит на них настолько, что в процессе решения повседневных задач порой теряется осознание смысла деятельности. Благодаря нашим занятиям, я надеюсь, у них появляется возможность остановиться в этой гонке и задать себе вопрос: зачем, ради чего я это делаю?

Еще хочу заметить, что главная проблема любого руководителя — его структурное одиночество. Когда ты руководишь организацией, то понимаешь, что есть информация, которая важна только для тебя. А школы как организации очень изолированы, замкнуты: власти ими руководят, дают им деньги, но мало чем реально помогают. Поэтому для директоров очень важно общение друг с другом, обмен опытом, и наша магистерская программа такую возможность предоставляет.

Важно, что обучение управленцев в Высшей школе экономики, помимо теоретических занятий (лекций и семинаров), предусматривает посещение стажировочных площадок на базе столичных школ. Причем если поначалу организаторы магистерской программы отбирали для посещения ведущие школы, то потом стали показывать и обычные, которые динамично развиваются. Дело в том, что школы-лидеры ушли далеко вперед, они зачастую не испытывают трудностей, с которыми сталкиваются рядовые образовательные учреждения. А нашим слушателям важно на основе конкретного практического опыта изучать различные проблемы управления, совместно обсуждать их и находить пути решения.

— Ваши слушатели — очень занятые люди. Как им удается совмещать работу с учебой?

— У нас практикуется две формы обучения: очно-заочная для иногородних и очная — по вечерам после работы и по субботам — для московской группы. Вторая форма мне представляется менее эффективной, поскольку людям сложно переключиться со своих повседневных забот на занятия. В этом смысле работать с иногородней группой легче, поскольку у них есть возможность погрузиться в учебный процесс на определенный период времени.

В целом будущие магистры заинтересованы в повышении своей квалификации и относятся к учебе неформально, хотя иногда у меня и возникает подозрение, что кого-то «прислали» по разнарядке. Но я знаю, что в обеих группах был очень серьезный конкурс.

— Вы считаете себя строгим преподавателем?

— Скорее нет. Я работаю с людьми неслучайными, и если у них что-то не получается, то виню в этом не их, а себя. Значит, я что-то не так делал. Я не ставлю незачетов, за исключением тех редких случаев, когда сталкиваюсь с откровенной халтурой.

Например, в этом году по окончании курса мои слушатели писали рецензию на книгу, посвященную проблемам управления школой, причем перед ними ставилась задача оценить материал с точки зрения реальной практики. Большинство хорошо справилось с этой задачей.

— Какие качества, какие педагогические приемы на ваш взгляд, помогли вам стать лучшим преподавателем, выдержав конкуренцию с коллегами?

— Особых приемов нет, главное — та команда преподавателей, которых собрал Анатолий Каспржак, и та магистерская программа, которую он сделал. В хорошей компании хорошо работается.

Вообще-то у меня есть реальная острая заинтересованность в моих слушателях, есть ощущение, что я могу сказать им что-то полезное и важное. Для меня важно продемонстрировать высокий уровень открытости, и поэтому я часто обсуждаю с ними свой управленческий опыт, выставляя себя как пример — удачи или неудачи. При этом я не навязываю свое мнение как истину в последней инстанции, а просто высказываю свою точку зрения как один из вариантов и предлагаю обсудить ее, оспорить, опровергнуть.

Критика моей позиции, несогласие с ней меня радует, а не смущает. Такая манера преподавания отличается от той, к которой все привыкли, и нравится слушателям.

 

Ольга Дашковская, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

Началось голосование за лучших преподавателей НИУ ВШЭ

С 28 мая по 17 июня в Вышке пройдут традиционные выборы лучших преподавателей 2018 года. «Проголосовать» на этих выборах студенты могут в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов.

Подведены итоги выборов лучших преподавателей года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2017 года. В этом году процедура голосования не отличалась от выборов — 2016. Изменения произошли лишь в финансовых условиях — повысился размер надбавок для победителей. О том, как прошли выборы, и что ждет победителей, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Начинается голосование за лучшего преподавателя года

С 29 мая по 18 июня в Высшей школе экономики будут проходить выборы лучшего преподавателя. Так же, как и в прошлом году, студентам и выпускникам не придется для этого специально приезжать в университет. Чтобы проголосовать, нужен только доступ к своему аккаунту в LMS.

Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава

НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.

В Вышке стали известны лучшие преподаватели года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2016 года. В этом году процедура голосования существенно отличалась от выборов прошлых лет. О том, что изменилось, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Студенты благодарят лучших преподавателей за стихи и просят не становиться злюками

Голосование за лучшего преподавателя Высшей школы экономики в самом разгаре, и в почтовых ящиках уже много писем, которые студенты пишут любимым преподавателям. Скоро все послания дойдут до адресатов, а пока мы решили вспомнить, о чем же писали студенты в прошлом году.

Лучшие преподаватели ВШЭ — об идеальном студенте

С 30 мая по 19 июня в Вышке проходят традиционные выборы лучших преподавателей. А пока студенты размышляют, кому отдать свой голос, новостная служба ВШЭ спросила у преподавателей, уже получавших звание лучших, как, по их мнению, выглядит идеальный студент.

Подведены итоги конкурса лучших преподавателей НИУ ВШЭ

Студенты и выпускники московской и питерской Вышки определили лучших преподавателей вуза. О результатах голосования рассказывает первый проректор ВШЭ Вадим Радаев.

«Твой предмет должен быть для тебя делом всей жизни». Правила лучших преподавателей ВШЭ, часть 3

6 июня — последний день голосования за лучших преподавателей Высшей школы экономики. А сегодня новостная служба ВШЭ публикует заключительную часть правил, которых придерживаются в своей работе те, кто уже становился лауреатом этого конкурса четыре раза подряд — то есть каждый год.