Тайваньские уроки
В течение трех лет Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ВШЭ и Центром исследований научно-технической политики и информации (Тайвань) осуществлялся совместный проект «Национальные научно-инновационные системы и приоритеты научно-технического развития Российской Федерации и Тайваня: сопоставительный анализ». Об этом рассказывает Галина Сагиева, заведующая отделом исследований интеллектуальной собственности и трансфера технологий ИСИЭЗ.
— Галина Сибгатулловна, как возникла идея совместного проекта с тайваньскими учеными?
— С Центром исследований научно-технической политики и информации (STPI) Тайваня наш институт связывают давние (с 2002 года) дружеские отношения и общие научные интересы. В течение нескольких лет мы обменивались информацией, идеями, встречались на международных конференциях. К осуществлению совместного проекта нас подтолкнуло заметное повышение роли науки и инноваций в социально-экономическом развитии обеих стран, происходящее на фоне интернационализации, глобализации экономических, научно-технологических и других процессов. В последнее время заметно возрос интерес к изучению процессов развития научных и инновационных систем в отдельных странах и мире в целом, сопоставительному анализу их количественных и качественных характеристик.
— Каким образом осуществлялась совместная работа над проектом, что послужило правовой базой сотрудничества?
— Такой базой послужил контракт между ВШЭ, получившим грант Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), и Национальным научным советом Тайваня. Документ подписан с российской стороны руководителем проекта, первым проректором ВШЭ Леонидом Гохбергом.
Для обсуждения направлений и результатов исследований в Москве и Тайбее проводились заседания совместных рабочих групп, встречи экспертов, круглые столы и семинары, на которых с презентациями выступали ведущие исполнители совместного проекта, как с российской, так и с тайваньской стороны, велась активная переписка. В работе над проектом принимали участие со стороны Вышки исследователи ИСЭЗ, директор Форсайт-Центра ВШЭ Александр Соколов, Ирина Кузнецова, Наталья Городникова, Лилиана Проскурякова. Наши партнерами выступали специалисты STPI Тед Лау, Лай Минг Фонг, Реик Ванг и другие тайваньские коллеги.
— Что было сделано в течение этих трех лет — с 2008-го по 2010-й?
— Был проведен целый комплекс исследований, связанных, в первую очередь, с системой анализа результативности научно-технической и инновационной деятельности на основе разработанных совместно с тайваньскими коллегами методологических подходов. Учитывая сложность предмета исследования, были использованы современные методы анализа национальных инновационных систем, а также международно-признанные стандарты статистического измерения ресурсов и результатов функционирования сферы науки и инноваций (ОЭСР, Евросгата, ЮНЕСКО, ВОИС). Это позволило обеспечить системный и гармонизированный подход к исследованию научной, научно-технической и инновационной деятельности; обоснованию целей, содержания и формата представления системы анализа применительно к России и Тайваню, обеспечению международной сопоставимости результатов, выявлению общих тенденций и специфических особенностей развития сферы науки и инноваций обеих стран.
Был также осуществлен анализ внутренних затрат на научные исследования и разработки по источникам финансирования, секторам науки, видам работ, социально-экономическим целям. Оценка результативности научных исследований и разработок, а также инноваций в России и на Тайване производилась в сравнении с зарубежными странами по широкому кругу показателей, характеризующих публикационную, патентную и инновационную активность с использованием индикаторов национального научно-технологического и инновационного развития и дифференциацией сравнительных оценок по группам стран, различающихся по масштабам и уровню экономического и научно-технологического потенциала.
Кроме того, был произведен статистический анализ библиометрических индикаторов по таким направлениям, как научная специализация и кооперация, уровень продуктивности и признания в научном сообществе (на основе показателей цитирования). Патентные исследования позволили оценить результативность научно-технической деятельности рассматриваемых стран, уровень технологического развития, интернационализации технологий, патентную активность государственных организаций, промышленных компаний, университетов… При бенчмаркинговых сопоставлениях особое внимание уделялось не только ведущим индустриальным странам — членам ОЭСР, но и государствам, отличающимся интенсивным развитием сферы науки и инноваций (таким, как Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Израиль и другим), что позволило объективно определить место России и Тайваня в мировом сообществе.
При реализации проекта был выполнен анализ механизмов научно-технической и инновационной политики, включая проблемы государственного финансирования научных исследований и разработок, стимулирования научной и научно-технической деятельности фондами, частно-государственного партнерства, рискового (венчурного) инвестирования, прямого и косвенного финансирования, коммерциализации технологий, предложены меры, нацеленные на совершенствование политики и правового регулирования (улучшение институциональных условий, стимулирование технологической модернизации экономики, снижение налогового бремени, введение результатов научных исследований и разработок в экономический оборот).
И наконец, был подготовлен обзор исторического развития сфер науки, технологий и инноваций России и Тайваня; проведено исследование институциональных систем, включая организационную структуру НИС (организации, осуществляющие НИР, структурированные по видам, организации инновационной инфраструктуры и другие) и развитие национальных законодательств, регулирующих сферы науки, технологий и инноваций. Были рассмотрены системы приоритетов науки, технологий и техники. Это позволило наполнить анализ развития науки и технологий в рассматриваемых странах конкретно-историческим содержанием и определить национальные особенности становления и развития научно-инновационных систем, выявить факторы, препятствующие инновационной активности и способствующие ее успеху, определить направления и меры по совершенствованию национальных научно-технических и инновационных политик.
— Чем объяснить тот факт, что Тайвань так продвинулся вперед в сфере инноваций и высоких технологий? Может ли Россия почерпнуть что-то для себя из этого опыта?
— Успехи Тайваня объясняются историческим развитием страны, а также ярко выраженной научно-технической и инновационной направленностью национальной политики в течение, по крайней мере, последних пяти десятилетий.
В течение полувека японского правления (которое закончилось в 1945 году с окончанием Второй мировой войны) отмечался значительный рост как качества, так и уровня жизни населения Тайваня. Японцы построили на острове сельскохозяйственную и промышленную инфраструктуру, что вкупе со значительными запасами химических, материальных и сельскохозяйственных ресурсов и высокой долей образованного населения позволило правительству обеспечить экономическое развитие острова после войны. Правительство Китая бежало на Тайвань в 1949 году после сокрушительного поражения в гражданской войне. Вместе с правительством туда же выехали в массовом порядке и представители китайской интеллектуальной и промышленной элиты. С 1951 по 1965 год Тайвань получил от США финансовую помощь и льготные кредиты на общую сумму в 4 миллиарда долларов, не считая косвенных стимулов к экономическому развитию (продовольственная и военная помощь). Таким образом, правительство страны располагало необходимым капиталом для восстановления экономики. В 1950-е, в период бурного экономического роста на фоне послевоенного становления экономики, на Тайване уделялось большое внимание созданию академической и научно-исследовательской системы. В тот период развитие науки и техники было нацелено главным образом на удовлетворение потребительского спроса.
Уже в 1960-е стратегия экономического развития была направлена в первую очередь на внедрение новых технологий, развитие и создание экспортно-ориентированной промышленности. Основное внимание уделялось развитию отраслей легкой промышленности, в частности текстильной, а также новым для страны отраслям, таким, например, как электронная промышленность. Постепенно акцент в области экономического развития сместился с сельскохозяйственного сектора на индустриальный. В рамках подготовки к прекращению предоставления помощи США, в конце 1959 года правительство разработало стратегию, направленную на привлечение иностранных компаний и инвесторов, а затем реализовало Программу экономических и финансовых реформ, нацеленную на либерализацию рынков и стимулирование экспорта. В 1964 году компания General Instruments первой наладила на Тайване сборку электронной техники. Затем на тайваньский рынок пришли японские компании, привлеченные наличием образованной, квалифицированной и дешевой рабочей силы, а также поддержкой, предоставляемой правительством Тайваня. В декабре 1966 года в Каосюне был создан первый экспортный технопарк. Через три года совокупный объем инвестированных в этот парк средств равнялся 25 миллионам долларов США, превысив плановый показатель в 18 миллионов. Более того, экспортные поступления достигли 25,5 миллионов долларов США, или почти 12% соответствующего национального показателя. Хотя ядром технопарка были национальные государственные предприятия, в нем также действовало значительное число малых и средних компаний, включая семейные предприятия, созданные гражданами на личные сбережения, дополненные банковскими ссудами.
Начиная с 1960-х большое внимание уделялось также повышению качества научного образования в учебных заведениях всех уровней, развитию фундаментальных и прикладных научных исследований и стимулированию внедрения технологических разработок в национальную экономику. С тех пор главной задачей в области научно-технического и инновационного развития острова является укрепление научно-исследовательского потенциала и активизация практического внедрения технологических разработок в тайваньскую экономику.
— А институционально как строилась эта работа?
— Характерной чертой научно-технической политики того периода было активное создание новых научно-исследовательских институтов. В сфере академической науки ряд университетов, ранее действовавших в Китае, были воссозданы на Тайване. Университеты и научные институты организовывались как для развития системы научного образования, так и для повышения уровня фундаментальных и прикладных исследований. Государственные предприятия также начали создавать научно-исследовательские подразделения. Например, Главное управление телекоммуникаций учредило Телекоммуникационный научный институт.
Технологические исследования и разработки стимулировались самыми разными ведомствами правительства, включая министерства промышленности, сельского хозяйства, транспорта и здравоохранения, а также осуществлялись частными предприятиями. В итоге уже в 1960-х на Тайване была создана относительно современная система научно-технического развития.
В 1970-е акцент в области экономического развития Тайваня постепенно смещался с легкой промышленности на нефтехимическую. За исключением двух лет нефтяного кризиса тайваньская экономика росла в этот период более чем на 10% в год. На протяжении этого периода наблюдался постоянный рост спроса на промышленные технологии и совершенствование научно-технического потенциала. В 1973 году был основан Научно-исследовательский институт промышленных технологий (Industrial Technology Research Institute, ITRI). В 1979 году начал функционировать Научный парк Хсинчу (Hsinchu Science Park). Обе эти организации сыграли важную роль в развитии высоких технологий и промышленном перевооружении Тайваня в течение следующего десятилетия.
Периодом взлета тайваньской экономики стали 1980-е годы. Учитывая меняющуюся мировую экономическую конъюнктуру и возникновение современных информационных технологий, в качестве главной задачи научно-технического развития и основой стратегии стимулирования экономики рассматривалась технологическая модернизация. В рамках этой деятельности предусматривалось ускоренное перевооружение производства, совершенствование отраслевой структуры экономики, стимулирование отраслевых исследовательских работ, технологическое совершенствование традиционных отраслей промышленности и стимулирование высокотехнологичного развития.
К середине 1980-х на Тайване еще глубже была осознана связь между использованием научно-технических разработок, экономическим развитием и модернизацией. В программах и политических документах по научно-техническому развитию подчеркивалась необходимость обеспечить всестороннее, полностью интегрированное развитие. На протяжении 1980-х на Тайване бурно развивалась сфера ИКТ. В результате объем экспорта электронных и информационных продуктов превысил экспорт текстильной продукции, лидировавшей в предшествующем десятилетии.
В начале 1990-х на Тайване активизировалась работа по стимулированию развития важнейших промышленных технологий для повышения их рентабельности. В Шестилетнем плане национального развития (1991-1996 годы) предусматривалось дальнейшее развитие десяти важнейших новых отраслей и поддержка восьми ключевых промышленных технологий для углубления промышленного развития. В частности речь шла об оптоэлектронных, информационных технологиях и технологиях рационального использования и сохранения энергии.
К концу 1990-х экономический рост замедлился. Ключевым фактором новой ситуации стал выход на арену Китая, предлагающего условия, близкие к тем, которые сделали Тайвань одним из «четырех азиатских тигров». Чтобы обеспечить экономический рост и сохранение конкурентоспособности, Тайвань должен был отказаться от трудоемких отраслей, не способных конкурировать с дешевой рабочей силой в Китае, Вьетнаме и других восточноазиатских странах. Тайвань поставил задачу создать эффективную национальную научно-техническую и инновационную систему, и в середине 1990-х официально принял программу строительства технологичного острова.
Программа предусматривала три основные цели. Во-первых, создание Азиатско-Тихоокеанской научно-исследовательской базы с задачей сделать страну местопребыванием ученых и научных учреждений мирового уровня, внести важный научный вклад в ряде фундаментальных научных областей. Во-вторых, создание Азиатско-Тихоокеанского высокотехнологичного производственного центра. В этих целях предусматривалось финансирование научных исследований пропорционально объему продаж продукции отрасли, повышение качества операторов, превращение Тайваня в промышленно развитое общество, а тайваньские предприятия — в многонациональные корпорации, привлечение других компании мирового уровня на Тайвань с целью создания стратегических альянсов с местными предприятиями. И, в-третьих, было предусмотрено построение технологически развитого, передового общества посредством создания базовых научных парков в ключевых районах. Парки должны были служить своего рода ядрами, вокруг которых будут формироваться государственные или частные интеллектуальные технопарки и вспомогательные научные парки для развития соответствующих отраслей и производств на данных территориях. Это было призвано способствовать формированию высокотехнологичных промышленных кластеров. Впоследствии такие базовые научные парки в сочетании с иными инициативами в области планирования и развития территорий становились основой современных наукоградов.
— На законодательном уровне это как-то регулировалось?
— Да, в 1999 году правительство приняло Закон о фундаментальной науке и технике (Fundamental Science and Technology Act), в котором были сформулированы основные направления и принципы стимулирования научно-технического развития. В соответствии со статьей 9 закона, каждые два года правительством принимается документ, описывающий цели, стратегию развития и текущую ситуацию в области науки и техники, а в соответствии со статьей 10, каждые 4 года — готовится Государственный план научно-технического развития.
В начале 2000-х на Тайване впервые с 1945 года сменилась правящая партия. Новое правительство также заявило о приверженности концепции превращения Тайваня в зеленый «силиконовый остров», на котором разместятся высокотехнологичные производственные и сервисные центры мирового уровня. Однако теперь речь уже шла о глобальном масштабе, в отличие от первоначальной идеи середины 1990-х, когда предполагалось ограничиться рамками Азиатско-Тихоокеанского региона. Основными компонентами плана развития было внедрение новой высокотехнологичной продукции, совершенствование аппаратного и программного обеспечения, разработка компьютерных и полупроводниковых технологий, технологий широкополосной связи и иных смежных отраслей. В 2001 году правительство утвердило Программу развития экономики знаний, предусматривавшую выполнение в течение предстоящих 10 лет следующих задач: расходы на исследовательские работы должны достичь 3% ВВП, экономический рост должен на 75% обеспечиваться за счет технологического прогресса, объем производства наукоемкой продукции должен составить не менее 60% ВВП, а уровень пользования широкополосными каналами связи должен сравняться с соответствующим показателем США.
На Тайване так же, как и раньше, активно поощряется открытие отечественными и иностранными предприятиями научно-исследовательских центров. В 2001 году государственным ведомствам было предложено проводить политику стимулирования промышленных инноваций. Ее суть в том, что местные предприятия, межнациональные корпорации и университеты следует стимулировать к созданию на Тайване центров НИОКР, чтобы за пять лет превратить страну в центр промышленных инноваций регионального (Азиатско-Тихоокеанского) масштаба, в инновационную «штаб-квартиру» как для местных предприятий, так и для региональных научно-исследовательских центров межнациональных корпораций. Идея превращения Тайваня в инновационный центр НИОКР была также включена в Перечень ключевых проектов развития на шестилетний период (2002-2007 годы). В числе важнейших стратегий на данном этапе были названы развитие научно-технических талантов, совершенствование академических исследований, углубление сотрудничества между специалистами в области технических и, кстати, гуманитарных наук, совершенствование системы научно-технического образования и расширение информированности общества в целом, а также в области науки и технологий.
«Вызов 2008» (Challenge 2008), комплексный шестилетний план развития страны на период 2003-2008 годы, принятый правительством Тайваня, предусматривал разработку плана промышленного развития, образно названного «Два триллиона и звезды-близнецы» (Two Trillions & Twin Stars). Лозунг «два триллиона» означал задачу довести объем производства полупроводниковой продукции и дисплеев для каждой категории до уровня 1 триллиона новых тайваньских долларов (это 30 миллиардов долларов США). Раздел «Звезды-близнецы» предусматривал развитие цифрового информационного наполнения и биотехнологической отрасли как основных факторов экономического развития в предстоящий период. В области цифровой информации тайваньские компании должны разрабатывать уникальное программное обеспечение и цифровое информационные материалы, а также «локализовывать» иностранные информационные материалы. В области биотехнологии ключевую роль призвана играть Китайская академия — центральное научно-исследовательское учреждение, ответственное как за оригинальные исследовательские работы, так и за стимулирование трансфера биотехнологий.
В целом тайваньская промышленность в высокой степени ориентирована на экспорт и сравнительно мало диверсифицирована; в ее структуре преобладает производство высокотехнологичной продукции.
— Если резюмировать, как обстоят дела с инновациями на Тайване сегодня?
— В настоящее время расходы Тайваня на научно-техническое развитие достигли 2.77% ВВП; соотношение расходов на исследовательские работы частного и государственного сектора составляет 71:29 (National Science Council, 2010). Электронная и информационная промышленность Тайваня занимают существенную часть международного рынка. В 2008 году объем производства информационной промышленности составил свыше 110 миллиардов долларов США. В число мировых лидеров входят такие отрасли, как производство компьютеров, материнских плат и мониторов. Объем производства интегральных схем достиг в 2008 году почти 42 миллиарда долларов США. В таких отраслях, как производство и сборка и тестирование полупроводниковой продукции, объемы производства также являются самыми высокими в мире (70% и 50% мирового производства, соответственно).
— Имеются ли перспективы дальнейшего сотрудничества между ВШЭ и STPI?
— Да, у сотрудничества с Тайванем имеются хорошие перспективы. В частности в 2012 году предполагается заключение нового контракта. Уже сейчас ясно, что особое внимание будет уделено вопросам капитализации, управления и трансфера интеллектуальной собственности, которым в обеих странах уделяется большое внимание, а также перспективам развития информационно-коммуникационных технологий.
Николай Вуколов, Новостная служба портала ВШЭ
Городникова Наталья Валентиновна
Вам также может быть интересно:
Оценка науки и образования: когда хвост виляет собакой
В начале сентября в Монреале состоялась 17-я конференция «Science and Technology Indicators», посвященная библиометрическим индикаторам и методам оценки науки и образования. О конференции, о том, что нового происходит в сфере измерений эффективности вузовской деятельности, рассказывает заместитель директора библиотеки ВШЭ Владимир Писляков.