Лас Вегас как центр социологической мысли
Заметки российского участника ежегодного собрания Американской Социологической Ассоциации 2011 года — ординарного профессора ВШЭ Александра Гофмана.
Вы думаете, Лас-Вегас — столица азартных игр и развлечений? Ошибаетесь. Это центр социологической мысли. Во всяком случае, социологической мысли США. Во всяком случае, иногда. Точнее, 19-23 августа 2011 года. Именно в это время в этом месте состоялось ежегодное Собрание (Meeting) Американской Социологической Ассоциации.
Надо заметить, что столь экзотическое для проведения научного мероприятия место, как Лас-Вегас, было выбрано не сразу. Первоначально собрание должно было состояться в Чикаго, знаменитом своими социологическими традициями. Однако затем оно было перенесено из-за неурегулированного конфликта между профсоюзами и отелями Чикаго. Заседания проходили в знаменитом и поражающем, помимо прочего, своими циклопическими размерами Дворце Цезаря (Caesars Palace).
Впрочем, не надо думать, что Лас-Вегас вообще не имеет никакого отношения к социологии. В нем расположен университет штата Невада, в университете — вполне солидный социологический факультет, а на факультете работает известный в США и у нас профессор Дмитрий Шалин. Когда-то, на рубеже 60-70-х годов мы с Димой учились на одном курсе в аспирантуре Института социологии РАН у любимого нами, незабвенного Игоря Семеновича Кона. К сожалению, в предотъездной суете мне не удалось связаться с Димой заранее, а на самой конференции я не смог его увидеть.
В отличие от некоторых российских социологов, которые никак не могут решить, какой по счету всероссийский конгресс они хотят созвать, третий или четвертый, их американские коллеги точно знают, в который раз они собрались в августе 2011 года — это Собрание 106-е.
Несколько слов о самой Американской Социологической Ассоциации (АСА), ежегодное Собрание которой состоялось в Лас-Вегасе. Ассоциация (первоначально она называлась «Американское Социологическое Общество») была основана в 1905 году. Ее первым президентом был один из пионеров американской социологии Лестер Уорд. В дальнейшем эту должность в разное время занимали такие известные социологи, как Уильям Самнер, Чарльз Кули, Роберт Парк, Уильям Томас, Эмори Богардус, Джордж Ландберг, Толкотт Парсонс, Герберт Блумер, Роберт Мертон, Пол Лазарсфельд, Питирим Сорокин, Льюис Козер, Эрвин Гоффман и другие. Ассоциация представляет собой некоммерческую (non-profit) организацию, штаб которой находится в Вашингтоне. Ее главной задачей является развитие и популяризация социологии как научной дисциплины и профессии для достижения общественного блага. Она насчитывает более 21 000 членов и является самой большой профессиональной социологической ассоциацией в мире. Ее членами являются социологические факультеты университетов и колледжей, исследователи, студенты и практики. Примерно 20% ее членов работают в правительственных учреждениях, в бизнесе и некоммерческих организациях. Ассоциация издает, в частности, десять профессиональных журналов и других периодических изданий, включая “American Sociological Review”, “Contemporary Sociology”, “Journal of Health and Social Behavior”, “Teaching Sociology”.
В ежегодных собраниях Ассоциации последних лет принимают участие примерно 6 000 человек, в том числе иностранные гости. Структура и деятельность АСА вполне отражают особенности общества США и специфику его демократических институтов. Я имею в виду, в частности, подчинение работы Ассоциации определенным формальным правилам, эффективно работающий штат, важное значение репутации, реальную выборность и регулярную (ежегодную) сменяемость руководства, делегирование ему полномочий и контроль «снизу вверх» и прочее.
Руководство Ассоциацией и, в частности, должность президента, рассматриваются как почетная обязанность, основанная на признанном научном авторитете, на безупречной научной и этической репутации. Это хотя и важная, но временная функция, а не бессрочная синекура и способ реализации определенных личных и групповых (экономических, властных и подобных) целей. Последнее, к сожалению, слишком хорошо знакомо российским социологам.
С августа 2011 по август 2012 года 103-м президентом АСА будет ранее избранный на этот пост профессор Эрик Олин Райт (Wright) из Висконсинского Университета в Мэдисоне, представитель «аналитического марксизма», специалист в области социальной стратификации; а с августа 2012 по август 2013 года эту функцию будет исполнять избранная на последнем Собрании профессор Стэнфордского университета, специалист в области гендера и гендерной стратификации Сесилия Риджуэй (Ridgeway).
В качестве темы собрания 2011 года, предложенной Программным комитетом, был выбран «Социальный конфликт: Множественные измерения и арены». Обосновывая этот выбор, Программный комитет подчеркнул, что социальный конфликт постоянно присутствует не только в заголовках последних новостей, не только на поверхности, но и в глубинах социальной жизни. Он есть везде, где имеет место изменение, борьба или господство. Это явление имеет множество измерений, изучаемых различными научными дисциплинами. Но именно для социологии он всегда был и остается основным предметом изучения, будь то классы, межрасовые отношения, этничность, гендер или сексуальность. Это подчеркнул в своем приветственном обращении к участникам Собрания 102-ой (теперь уже бывший) президент АСА и руководитель Программного комитета Рэндалл Коллинз, известный, в том числе в России, социолог, профессор Пеннсильванского университета (удостоенный, кстати, одной из премий за монографию «Насилие: Микросоциологическая теория»).
Для Собрания АСА 2011 года Программный комитет предложил сосредоточить внимание на следующих сюжетах:
— Экономическое классовое неравенство, его причины и динамика в связи с такими явлениями, как капитализм, собственность, труд, здравоохранение, их сравнительные и международные аспекты.
— Революция, распад государств, война, терроризм и антитерроризм, а также ненасильственные формы конфликта.
— Социальные движения и их роль во всякого рода конфликтах.
— Этнические и расовые конфликты; религиозные конфликты различного масштаба; конфликты, связанные с изменениями и использованием окружающей среды.
— Политика в области сексуальности, сексуальные движения, работники секс-индустрии; гендерные конфликты, включая гендерный компонент насилия, в котором объектом часто являются женщины (серийные и массовые убийства, изнасилования, домашний терроризм).
— Банды и преступные организации, включая международные.
— Дети в конфликтах; детское хулиганство; конфликт и насилие в школах и учебных помещениях.
— Новые технологии видеонаблюдения и социального контроля; конфликт в киберпространстве.
— Политические и организационные конфликты; скандалы.
— Конфликт между институциональными аренами, такими как работа и семья.
— Микро-интеракциональный конфликт.
— Теории конфликта, включая обращение к социологам-классикам.
— Конфликт внутри социологии; интеллектуальный и идеологический конфликт; конфликт в культуре и различных областях культурной индустрии.
— Как конфликты различного рода и уровня разрешаются или по крайней мере каким-то образом завершаются.
Важное место в Программе 106-го Собрания АСА заняли три пленарных заседания: 1) «Прогуливаясь на прогулке и разговаривая разговоры: Работа в социологических традициях» («Walking the Walk and Talking the Talk: Working in Sociological Traditions»); 2) «Изменяющийся ландшафт политики в области сексуальности»; 3) «Пятьдесят лет развития исследований социальных движений». Кроме того, состоялись специальные заседания, инициированные президентом (special presidential panels), посвященные крушению Советского Союза, сравнительному изучению мафий и будущему капитализма. Первое из перечисленных заседаний организовал и вел президент Международной Социологической Ассоциации, профессор университета Беркли, Калифорния, Майкл Буравой. На нем выступили известные специалисты в области истории и социологии России: Стивен Коткин (Принстонский университет) с докладом «Кто убил коммунизм (дворецкий, подсвечником?)», Георгий Дерлугьян (Северо-Западный университет, Чикаго) (получивший в прошлом году в России премию «Общественная мысль», ежегодно присуждаемую Институтом общественного проектирования) с докладом «Кто сделал это? Классовый анализ», Нэнси Рис (Университет Колгейт) — «Авторитарный капитализм и условия жизни при постсоциализме», Теодор Гербер (Висконсинский университет в Мэдисоне) — «Изменения и преемственность там, где мы меньше всего ожидали: Стратификация и формирование семьи в постсоветской России».
Программа включала в себя сотни сессий (550 регулярных плюс 90 тематических и специальных), секционных заседаний, круглых столов, приемов, церемоний, посвященных вручению многочисленных премий и наград и прочее. У меня сложилось впечатление, что в отличие от аналогичных мероприятий подобного рода в России, Собрание АСА представляло собой, хотя и тщательно подготовленное и организованное, но вполне децентрализованное действо. Здесь не было хорошо знакомых нам докладов руководства (мудрого) о небывалых достижениях социологов страны за отчетный период. А были многочисленные формальные и неформальные встречи, дискуссии и общение коллег, друзей и единомышленников. Впрочем, последнее как раз имеет место и на наших конференциях и конгрессах, несмотря на все бюрократические извращения и ухищрения.
Лично я участвовал главным образом в работе секции «Альтруизм, мораль и социальная солидарность». Это совсем новая секция, она была создана и получила официальный статус в АСА непосредственно на Собрании в Лас-Вегасе, прежде всего благодаря усилиям ее организатора и вдохновителя, профессора Университета штата Калифорния, Нортридж, Винсента Джеффриса. Подготовка к этому событию заняла более двух лет. Для официального признания и регистрации этой секции необходимо было участие в ней не менее 300 членов, что потребовало, конечно, значительных организационных и пропагандистских усилий. Еще до начала ежегодного собрания было выпущено несколько выпусков бюллетеня “Newsletter of the Altruism, Morality, and Social Solidarity” (переименован в “Altruism, Morality, and Social Solidarity Forum”).
Именно профессор Джеффрис пригласил для участия в работе секции и Собрания АСА в целом российских социологов, включая аспирантку Высшей школы экономики Ксению Лазебную, заведующего кафедрой общей социологии ВШЭ Никиту Покровского, завотделом философии и социологии ИНИОН РАН Дмитрия Ефременко и автора этих строк. К сожалению, профессора Покровский и Ефременко по объективным причинам не смогли принять непосредственное участие в работе Собрания АСА. Тем не менее, они активно участвовали в подготовке деятельности секции.
Необходимо отметить также участие в работе секции Исполнительного директора Фонда Питирима Сорокина, базирующегося в Винчестере, Массачусетс, Павла Кротова. Его участие, так же как и российских социологов вообще, в данном случае совсем не случайно. Дело в том, что создание секции «Альтруизм, мораль и социальная солидарность» явилось в определенной мере реализацией идей Питирима Сорокина, организовавшего полвека назад Гарвардский центр по изучению созидательного альтруизма. Вообще идеи Сорокина лежат в основе деятельности новой секции, что постоянно подчеркивает в своих статьях и выступлениях Винсент Джеффрис. Естественно также участие в ней ученика Сорокина, одного из патриархов американской теоретической социологии Эдварда Тирякьяна (Дьюкский университет), выступавшего на заседании секции в качестве дискутанта.
Кроме того, важно и то, что понятие социальной солидарности традиционно занимает центральное место в российской социальной мысли и социологии. Достаточно упомянуть в связи с этим труды Петра Лаврова, Михаила Бакунина, Николая Ножина, Николая Михайловского, Льва Мечникова, Петра Кропоткина, Максима Ковалевского, труды русских «солидаристов» ХХ века (к примеру, Сергея Левицкогой, Романа Редлиха) и прочих. Использование и развитие идей этих и других российских мыслителей в той теоретической тенденции, которую обосновывают и намерены разрабатывать участники новой секции, представляются в высшей степени интересными и плодотворными.
Существует еще один фактор активного участия российских социологов в деятельности только что созданной секции АСА. Дело в том, что с нынешнего года коллектив исследователей, представляющих главным образом Сообщество профессиональных социологов (СопСо), кафедру общей социологии НИУ Высшей школы экономики и отдел философии и социологии ИНИОН РАН, приступил к реализации научно-исследовательского проекта, посвященного изучению различных аспектов социальной солидарности и поддержанного грантом Российского Фонда Фундаментальных исследований (руководитель проекта — Дмитрий Ефременко). Очевидно, что взаимодействие и сотрудничество данного коллектива и новой секции АСА может оказаться чрезвычайно плодотворным для осуществления научных целей обеих исследовательских команд, тем более, что они объединены одновременным участием некоторых социологов в них обеих и рядом исходных теоретико-социологических и историко-социологических позиций.
В целом секция «Альтруизм, мораль и социальная солидарность» провела в Лас-Вегасе три официальных заседания.
Одно из них было посвящено организационным вопросам создания секции и как раз перспективам отмеченного сотрудничества между ней и участниками проекта СопСо, а также Фондом Питирима Сорокина. Обсуждались различные аспекты совместного российско-американского проекта сотрудничества в данной области. Ранее этому была посвящена заметка в августовском номере бюллетеня новой секции. (Altruism, Morality & Social Solidarity Forum. A Forum for Scholarship and Newsletter of the AMSS Section of ASA. Vol. 3, Issue 1. August 2011). В частности, речь шла о том, чтобы провести два тематических рабочих совещания в США и России, затем издать сборник статей в России и, наконец, учебное пособие или (что показалось мне более реальным) коллективную монографию в США, посвященные теме альтруизма, морали и социальной солидарности.
На втором заседании (434-ой «специальной сессии» Программы) «Нынешние перспективы в области альтруизма, морали и социальной солидарности» с докладами выступили некоторые участники новой секции. После вступительного слова Винсента Джеффриса доклад сделал видный американский социолог-теоретик, хорошо известный и высоко ценимый не только в США, но и в России, Джеффри Александер. Тема его доклада, с большим вниманием и интересом воспринятого многочисленными слушателями, — «Об альтруизме, морали и гражданских и негражданских солидарностях: Мораль как культурная система». Другой доклад, «Культурные модели и альтруизм», представил профессор Университета Беркли, Калифорния, Стивен Вэйси (Vaisey), удостоенный, кстати, премии АСА за лучшую статью в области социологической теории, опубликованную в последнее время. Автор этих строк сделал доклад на тему «Традиция, мораль и солидарность в теории Дюркгейма». Наконец, как уже отмечалось, в качестве дискутанта выступил видный американский теоретик, ученик Питирима Сорокина Эдвард Тирякьян (Дьюкский университет).
Третье, завершающее заседание секции, состоялось в последний день конференции, 23-го августа. Частично оно носило организационный характер и касалось официального оформления и статуса секции в рамках АСА. Кроме того, на нем выступили с докладами четверо молодых участников секции, в том числе сотрудница и аспирантка кафедры общей социологии НИУ Высшей школы экономики Ксения Лазебная, которая представила доклад на тему «Роль символических медиаторов в современных социальных конфликтах: Новый взгляд на теорию социального символа Питирима Сорокина».
На мой взгляд, создание секции АСА, посвященной изучению альтруизма, морали и социальной солидарности, и начало ее деятельности следует оценить как существенный вклад в исследование важной проблемной области социологии. Несмотря на свою актуальность и наличие в ней серьезных теоретических традиций, она разработана совсем недостаточно. К настоящему времени массив исследований эгоистических аспектов социального поведения и социальных конфликтов в социологии весьма значителен, о чем свидетельствует и тема 106-го Собрания АСА. И это вполне естественно, так как конфликты в настоящее время, как и в прошлом, — одна из главных проблем. Однако большой удельный вес исследований по этой тематике в сравнении с исследованиями солидарности и альтруизма может породить серьезную аберрацию и в массовом и в профессиональном сознании. В нем может сформироваться представление о том, что конфликт и эгоизм — это норма социальной жизни, тогда как солидарность и альтруизм — своего рода патология.
Такое представление, несомненно, ошибочно. Нет никаких оснований полагать, что конфликт более «нормален», чем солидарность, согласие и альтруизм. Кстати, последние также могут представлять собой социальную проблему, и далеко не всегда их следует отождествлять с общественным благом. Конфликт и солидарность составляют две неразрывно связанные между собой стороны социального взаимодействия, а потому они не могут быть поняты изолированно друг от друга. В общем, здесь есть что исследовать, данная проблемная область имеет важное научное и практическое значение, и ее следует разрабатывать самым энергичным образом.
Следующее, 107-е Собрание Американской Социологической Ассоциации состоится в августе 2012 года в городе Денвере.Макарова Ксения Павловна