Социология рынков: добраться до корней
11 сентября Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ провела семинар серии «Социология рынков», на котором заведующий этой лабораторией Вадим Радаев выступил на тему: «Вскрывая “черный ящик” укорененности: основные элементы и факторы формирования межфирменного отношенческого обмена».
Как отметил заведующий Лабораторией экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) ВШЭ Вадим Радаев, термин «укорененность» используется достаточно широко, однако при этом размываются его границы, а сама идея укорененности видится как нечто универсальное. Критики концепции укорененности также апеллируют к тому, что термин «укорененность» был не совсем верно трактован Марком Грановеттером, что идея укорененности изжила себя с уходом экономсоциологов от критики экономистов.
По мнению Вадима Радаева, возможности отказаться от использования термина «укорененность» у экономсоциологов нет. Но что в таком случае остается? Попробовать понять, что же находится внутри него.
Отправной точкой для обсуждения стал тезис о существовании двух подходов — экономической социологии и отношенческого маркетинга, использующих близкие термины, развивающихся в сходных направлениях, но практически не имеющих пересечений. По мнению старшего научного сотрудника ЛЭСИ Зои Котельниковой, для первого подхода характерен интерес к тому, что происходит до и после сделки, а для второго — интерес непосредственно к сделке. Направления во многом близки, но их представители игнорируют друг друга.
В рамках представленной работы Вадим Радаев использует дихотомию трансакционный обмен (разовые сделки, заключаемые в результате калькуляции выгод и издержек) и отношенческий обмен (повторяющиеся сделки, предполагающие специфические инвестиции в отношения с контрагентом). Используемые термины сами по себе стали предметом дискуссии. По мнению ряда участников семинара, они просто заменяют используемые экономсоциологами понятия случайных и укорененных связей. Однако основными для семинара стали споры не о терминологии. Трансакционный обмен и отношенческий обмен представляют собой два идеальных типа или два полюса, на которых в реальности находится очень мало компаний, а остальные же выстраивают свои отношения иначе, находясь между этими точками.
Чтобы понять, что происходит на реальных рынках, во второй части доклада Вадим Радаев обратился к эмпирическим данным. Для анализа были использованы результаты опроса более 500 поставщиков и розничных сетей, проведенного в 2010 году в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Тюмени.
В первую очередь Вадим Радаев предложил слушателям оценить распространенность различных проявлений укорененности. Согласно результатам опроса, достаточно широко распространены и помощь контрагентам, и кооперация для достижения общих целей, и другие формы взаимодействия. Однако важно, что все эти формы взаимодействия практически не связаны между собой. Иными словами, нельзя говорить о том, что существует некоторая тенденция к укорененным отношениям, которая заставляет компании от раза к разу заключать договора с одними и теми же контрагентами. При этом подтвердилась и идея о том, что «чистые» типы взаимодействия встречаются нечасто: среди всех опрошенных компаний на полюсах находятся только 10%. В качестве промежуточных или гибридных форм взаимодействия, как назвал их Вадим Радаев, были выделены три типа: основанные на калькуляции, на идентичности и на взаимопомощи.
Не менее интересные результаты были получены и при попытке оценить влияние различных характеристик компании на степень ее укорененности. Прежде всего Вадим Радаев указал на то, что для поставщиков построение моделей оказалось более сложным в принципе, в то время как для розничных сетей удалось выявить некоторые закономерности. Так, например, продолжительность взаимодействия бизнес-партнеров оказывается важнее, чем продолжительность их существования на рынке.
Вопрос о различиях моделей для поставщиков и розничных сетей также не остался без ответа. По мнению Вадима Радаева, ритейлеры, обладая большей рыночной властью, имеют бóльшую свободу действий. Как следствие, выбирая из возможных способов действия, они формируют свои стратегии, которые могут оказаться сходными. В то же время переговорные позиции поставщиков слабее, и они вынуждены во многих аспектах соглашаться на предлагаемые им условия. В результате решения поставщиков диктуются сложившейся ситуацией, а принимаемые ими решения отличаются так же, как и ситуации, в которых они находятся.
Несмотря на то, что семинар продолжался дольше обычного, у его участников по-прежнему остались вопросы. Так, ряд студентов, ожидавших прояснения понятия укорененности, оказались несколько разочарованными тем, что об укорененности как таковой речи практически не шло. Однако, как заметил Вадим Радаев, укорененность в заглавии семинара не случайно сравнивалась с «черным ящиком»: ее достаточно открыть, и внутри окажется целый ряд сюжетов. Словом, осталось еще немало вопросов, которые предстоит обсудить на следующих семинарах лаборатории.
Елена Назарбаева, младший научный сотрудник ЛЭСИ НИУ ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Связан ли уровень рождаемости со стабильностью занятости?
Согласно данным Всемирного банка, в большинстве европейских стран уровень рождаемости снижался вплоть до 2000-х. После 2002 года в некоторых из них (Исландия, Ирландия, Франция и Норвегия) был зарегистрирован рост фертильности. Но почему в одних странах рождаемость растет, а в других — падает? В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел семинар серии «Социология рынков».
Частные и муниципальные детсады: преимущества и ограничения
Доля негосударственного сектора на рынке дошкольного образования России составляет менее двух процентов. Почему этот сектор услуг развивается так медленно? В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел семинар, на котором доцент департамента социологии Ольга Савинская рассказала о проблемах развития негосударственных образовательных организаций и трудностях выстраивания государственно-частного партнерства в этой сфере.
«Человек, который едет на Бентли, уже все этим сказал»
В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел семинар серии «Социология рынков», посвященный теме коррупции. Тимур Натхов и Леонид Полищук представили свое исследование, в рамках которого была предпринята попытка измерить уровень коррупции новым способом — изучая принадлежность так называемых красивых автомобильных номеров (регистрационных знаков) тем или иным маркам машин.
Стандарт выживания перестал быть массовой моделью поведения
После относительно продолжительного этапа экономического роста Россия оказалась в ситуации геополитической и экономической неопределенности. Какие в связи с этим возможны изменения в доходах, расходах и потреблении населения? Ординарный профессор ВШЭ Лилия Овчарова выступила с докладом по этой теме на очередном семинаре серии «Социология рынков», которые проводит Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ.
Аграрный бизнес России: до и после вступления в ВТО
В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел очередной семинар серии «Социология рынков». Ученые обсудили стратегии поведения представителей аграрного бизнеса по отношению к вступлению России во Всемирную торговую организацию.
Сто рублей или сто друзей? Причины рыночной и сетевой коррупции
19 ноября в Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ состоялся семинар серии «Социология рынков». С докладом на тему «Сто рублей или сто друзей: причины рыночной и сетевой коррупции» выступила Мария Кравцова, стажер-исследователь Лаборатории социологического анализа Центра фундаментальных исследований ВШЭ.
Законы — ничто, правоприменение — все?
Строгость уголовного наказания в России определенно связана с социальным статусом преступника. В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел семинар серии «Социология рынков».
Мифы о предпринимательстве во Франции
5 марта Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ провела семинар серии «Социология рынков», на котором президент Ecole Normale Superieure de Cachan, профессор Пьер-Поль Залио (Pierre-Paul Zalio) выступил с докладом на тему «Миф о новых популяциях предпринимателей? Бум стартапов во Франции: статистический артефакт и трансформация рабочего места».
Проблемы развития безналичных платежей в России
31 октября в РИА Новости состоялась презентация результатов исследовательского проекта «Издержки торговых компаний по поддержанию систем наличных и безналичных платежей», реализованного коллективом Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ.
Как демонтировать систему давления на бизнес
25 сентября Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ провела семинар серии «Социология рынков», на котором директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев выступил на тему «Как уменьшить «силовое давление» на бизнес?».