• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образование: права и свободы

31 мая в Высшей школе экономики прошел семинар Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ. С докладом «Академические права и свободы в мире и в России: исследовательская перспектива» выступил старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Дубровский*.

В связи с трансформацией системы высшего образования в России вопросы автономии высших учебных заведений от государственной политики и границ их «допустимой» свободы встали довольно остро. Подобная ситуация заставляет задуматься о правах и свободе человека и внутри академического сообщества.

К вызовам, стоящим перед системой образования в целом, старший преподаватель кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Дмитрий Дубровский* отнес, в первую очередь, ограничения, существующие в самой структуре и методиках обучения. Так, в ситуации, когда ректор назначается «сверху», говорить о серьезной автономии и демократической структуре управления университетом сложно. Кроме того, фактическое сворачивание демократических институтов в университетах — в частности, выборов, в СПбГУ, фактическое уничтожение автономии факультетов — все это также угрожает академическим правам и свободам. Настораживает и возникающая идеологизация в системе образования. Например, в Северном государственном медицинском университете (СГМУ) создан факультет православной медицины, в стране периодически предпринимаются попытки включить в школьную программу курсы религиоведческого характера. Свои, казалось бы, «незримые» ограничения накладываются и на содержание учебного процесса. Споры о том, как должен быть написан школьный учебник по истории России, не только не утихают, но периодически разгораются с новой силой.

Дмитрий Дубровский* также считает симптоматичной вспыхнувшую в России «шпиономанию», от которой страдает академическое сообщество и наука в целом. Активно применяемый в последнее время закон «Об экспортном контроле», который ставит все контакты с международным сообществом под контроль так называемых первых отделов, заставляет вспомнить советскую систему тотальной слежки за учеными и преподавателями. Вместе с тем, не так давно Санкт-Петербургский городской суд вынес обвинительный приговор по делу преподавателей Балтийского государственного технического университета (БГТУ) Афанасьева и Бобышева по статье «государственная измена в форме выдачи секретных сведений». Сначала петербургским ученым вменяли в вину «шпионаж в пользу Китая», затем — «государственную измену». Напомним, что у вуза заключен официальный двухсторонний договор с Харбинским политехническим институтом и с 2002 года студенты, аспиранты и преподаватели ездили из России в Китай на обучение и стажировки. Не так давно саратовский Центр социальной политики и гендерных исследований (ЦСПГИ) признали «иностранным агентом» за исследования в области социальной политики и получение западных грантов. Центр независимых социологических исследований в Санкт-Петербурге получил предостережение за изучение политических и социальных процессов. Московский Левада-центр тоже получил «черную метку» от прокуратуры. Политическая деятельность организации, по мнению правоохранительных органов, заключается в публикации результатов социологических исследований, влияющих на общественное мнение. К вызовам, существующим внутри академического сообщества, относятся внеправовое преследование студентами и сотрудниками вузов, являющихся активистами протестных движений.

Завершая свое выступление, Дмитрий Дубровский* обозначил перспективные направления для будущих исследований и одновременно оценки состояния академических прав и свобод. К ним относятся: анализ институциональных условий развития высшего образования (и политической ситуации в целом); эффективность в направлениях образовательной политики (насколько сообщество преподавателей и ученых участвует в выработке и обсуждении стратегии); институциональные правовые ограничения для высшего образования и науки; экономическое функционирование вузов; проблемы дискриминации и гендерного равенства, свобода слова и передвижения, оценка доступности ресурсов. Также была отмечена нехватка серьезных исследований академического сообщества на микроуровне.

 Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

* Дмитрий Дубровский включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.

Вам также может быть интересно:

«Наука интернациональна и направлена на благо всего человечества»

28–30 октября в Высшей школе экономики прошла осенняя школа “Advances in Decision Analysis”, организованная Международным центром анализа и выбора решений НИУ ВШЭ. Среди ее докладчиков — крупные российские и зарубежные исследователи, в том числе сотрудник центра, нобелевский лауреат по экономике Эрик Маскин. Профессор Фуад Алескеров, руководитель центра, а также департамента математики факультета экономических наук НИУ ВШЭ, рассказал об особенностях школы.

Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новые цифровые инструменты для оценки когнитивных функций

В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, входящем в Институт психологии здоровья, прошел объединенный научный семинар стратегического проекта «Устойчивый мозг». Исследователи представили цифровые инструменты для оценки и коррекции речевых и когнитивных расстройств, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.

Ученые Вышки предложили диагностировать тревогу и депрессию по пульсу

Группа ученых из НИУ ВШЭ научилась диагностировать тревогу и депрессию по пульсу. Оказалось, что при умственной нагрузке сердечный ритм у людей со склонностью к ментальным расстройствам отличается от ритма здоровых людей, особенно при выполнении задач повышенной сложности. Изменения можно отследить даже с помощью пульсоксиметра или умных часов. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Psychiatry.

Проект «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ отмечает пятилетие

«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ Высшей школы экономики, направленная на развитие внутрироссийских научных партнерств. За время реализации проекта было инициировано 41 научное исследование в партнерстве с 30 региональными вузами и научными организациями. К пятилетию «Зеркальных лабораторий» приурочена серия круглых столов, которые пройдут в ВШЭ 24–25 апреля.

В России разработана программа для диагностики дислексии

Ученые НИУ ВШЭ создали инструмент, который оценивает наличие и степень дислексии у школьников, учитывая их пол, возраст, класс школы и данные видеоокулографии. В 2024 году планируется внедрение программы в клиническую практику. Исследования проводились специалистами в области машинного обучения и нейролингвистами в Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ.

Нейролингвисты Вышки выиграли премию для молодых ученых Москвы

Исследовательницы из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Буйволова и Ольга Солоухина стали лауреатами премии правительства Москвы для молодых ученых. Премия была присуждена за разработку тестов для диагностики речевых нарушений и терапевтической методики восстановления речи.  Премия вручается правительством Москвы уже 10 лет за выдающиеся фундаментальные и прикладные научные исследования в области естественных, технических и гуманитарных наук.

Вышка создала консорциум «Трансфер нейрокогнитивных технологий»

Высшая школа экономики, Национальный медико-хирургический центр имени Н.И. Пирогова и Центр патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения города Москвы подписали соглашение о сотрудничестве и создании нейроконсорциума. Он призван стимулировать разработку и внедрение передовых решений в области нейротехнологий, направленных на сохранение и улучшение здоровья людей. Соглашение подписано на 5 лет, а сам консорциум открыт для новых участников.

Вышка расширяет академическое сотрудничество с индийскими вузами

Высшая школа экономики будет развивать академическое сотрудничество с индийскими вузами. Об этом делегация Вышки во главе с директором НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Анной Тышецкой договорилась с целым рядом ведущих вузов Индии: Делийским университетом, а также с Индийским институтом технологий в Дели (IIT Delhi) и Национальным открытым университетом Индиры Ганди (IGNOU).

Российские исследователи назвали технологические мегатренды будущего

Наука и технологии — основные драйверы современного мирового развития. Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Александр Соколов, Сергей Шашнов и Артем Шашков проанализировали наиболее актуальные форсайт-проекты крупных стран и аналитических центров, посвященные различным аспектам научно-технологического развития в средне- и долгосрочной перспективе. Исследование было выполнено в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет-2030».

Центры трансфера технологий при вузах будут интегрироваться с бизнесом и институтами развития

Высшая школа экономики развивает Центр трансфера технологий — в 2023 году эта программа университета была поддержана Минобрнауки. В конце августа представители Вышки приняли участие в Форуме трансфера технологий, который состоялся в Екатеринбурге в рамках X Международного форума технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023». На нем представители вузов, реализующих программу ЦТТ, обсудили перспективы интеграции с бизнес-заказчиками и институтами развития.