Как внедрять цифровую кафедру, рассказала сетевым партнерам «Вышка Онлайн»
«Вышка Онлайн» совместно с факультетом компьютерных наук ВШЭ провела шестой образовательный интенсив для сетевых партнеров U4Uonline 2023. В трехдневном мероприятии приняли участие 28 вузов России и СНГ. Интенсив был посвящен внедрению в процесс обучения цифровой кафедры как одного из ключевых направлений модернизации высшего образования.
НИУ ВШЭ, единственный в России и странах СНГ вуз — провайдер высшего очного образования в рамках самостоятельного онлайн-кампуса, более десяти лет задает тренды на рынке цифрового обучения. Технологический и интеллектуальный инструментарий «Вышки Онлайн» позволяет выстроить процесс обучения с нуля — от создания цифрового контента, включения онлайн-программ в учебные планы, сопровождения студентов до контроля качества и оценочных процедур (прокторинг, ассистенты онлайн-курсов, психометрика и анализ больших данных). Наработанной экспертизой «Вышка Онлайн» в рамках проекта «Сетевое взаимодействие» делится с коллегами из более чем 40 региональных университетов РФ и СНГ. Проект формирует единое образовательное, исследовательское и коммуникационное пространство для расширения диапазона и вариативности программ обучения. Партнеры могут интегрировать в учебный план любой из более чем 160 онлайн-курсов от ведущих ученых и ключевых отраслевых экспертов Высшей школы экономики. Сегодня в «Вышке Онлайн» обучается более 15 000 сетевых студентов.
С 2018 года интенсив U4Uonline собирает для обучения и общения представителей вузов РФ и СНГ. В этом году на него зарегистрировались 57 административных сотрудников и преподавателей из 28 вузов. Интенсив был посвящен внедрению в процесс обучения цифровой кафедры как одного из ключевых направлений модернизации высшего образования.
Тимофей Никулин
«“Цифровая кафедра” — это проект, реализуемый совместно Минобрнауки и Минцифры России. Основная его идея заключается в предоставлении студентам вузов, в которых функционируют цифровые кафедры, возможности получения дополнительной квалификации по IT-направлению, — объясняет Тимофей Никулин, руководитель проекта Data Culture ФКН. — Это предложение распространяется на две категории студентов. Первая обучается по специальностям, не связанным с информационными технологиями. К примеру, экономисты, юристы, менеджеры и другие смогут приобрести навыки создания алгоритмов и компьютерных программ, работы с базами данных и т.д. Ко второй относятся студенты, уже обучающиеся по программам IT-подготовки. Для них обучение на цифровой кафедре также станет возможностью приобретения дополнительных навыков и расширения профессиональных горизонтов. В НИУ ВШЭ основа для “Цифровой кафедры” реализуется через IT-модули проекта Data Culture, интегрированные во все образовательные программы».
На вебинарах U4Uonline были рассмотрены различные аспекты цифрового обучения, включая создание образовательного контента, адаптацию студентов к новым технологиям и методикам, а также развитие навыков работы в команде и проектного мышления. Особое внимание было уделено вопросам оценки результатов обучения и разработке системы мотивации для студентов и преподавателей. В итоге были сформулированы рекомендации для вузов по внедрению цифровой кафедры и определены перспективные направления развития в этой сфере. U4Uonline 2023 стал важным шагом на пути к созданию единой системы подготовки специалистов с навыками работы в цифровой экономике.
Марина Сорокова
«В программе интенсива U4Uonline было несколько интересных тем, — отметила Марина Сорокова, заведующая кафедрой “Цифровое образование” Московского государственного психолого-педагогического университета. — Например, “Данные и машинное обучение сегодня” от Евгения Соколова и Digital Humanities от Владислава Андреева. Но особенно интересным и полезным для меня был опыт НИУ ВШЭ по интеграции IT-модулей в образовательные программы. Кейс по разработке дорожной карты для нашего университета позволил осознать и систематизировать информацию, а возможность обсудить онлайн наш подход с экспертом ВШЭ помогла наметить пути решения проблем».
Евгений Буленков
«На прошедшем семинаре я впервые для себя открыл реальный путь формирования цифровой грамотности у студентов. Раньше интересовался, но все было отрывками, а здесь — дорожная карта и системный подход», — добавил Евгений Буленков, доцент кафедры технологии машиностроения Донецкого национального технического университета.
Вам также может быть интересно:
Вузы разделились на шесть лагерей в отношении к искусственному интеллекту
Каким должно быть образование в эпоху ИИ? Чтобы разобраться, какие есть точки зрения и какие решения уже формируются, команда Института образования ВШЭ весной 2025 года провела серию интервью с проректорами российских университетов. Об итогах этого исследования рассказывает директор института Евгений Терентьев.
Ростех и Вышка стали партнерами в сфере инженерной подготовки и научных исследований
Госкорпорация Ростех и Высшая школа экономики заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере науки и образования. Документ направлен на проведение совместных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и формирование научно-технического задела в интересах высокотехнологичных отраслей России. Кроме того, совместно с московской школой № 58 будет вестись профориентация школьников по направлениям инженерии, ИТ и кибербезопасности.
В Вышке пройдет Международная школа БРИКС: Новое поколение
Открыта регистрация на Международную школу БРИКС: Новое поколение — один из ведущих международных образовательных проектов, ориентированных на молодых лидеров, интересующихся повесткой глобального развития и сотрудничества в рамках БРИКС.
НИУ ВШЭ укрепляет отношения с Пекинским университетом
21 июля в Высшей школе экономики побывала делегация Пекинского университета в составе сорока человек — студентов, преподавателей, административных сотрудников во главе с исполнительным проректором Пекинского университета, директором Высшей школы Пекинского университета в Шэньчжэне Чжан Цзинем. Руководители двух университетов обсудили направления дальнейшего сотрудничества, а представители трех факультетов НИУ ВШЭ провели рабочие встречи с китайскими студентами.
НИУ ВШЭ объединил ученых на международной школе по ИИ в Шанхае
В начале июля в Шанхае проходил Международный летний институт по исследованиям искусственного интеллекта в образовании, организованный Инобром НИУ ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом. Более 50 молодых исследователей и ключевых спикеров из девяти стран — от России и Китая до Канады и Сингапура — собрались, чтобы обменяться последними результатами своей работы и построить новые международные партнерства.
«Мы близки к практическому применению системы бесстимульного картирования головного мозга»
Созданные учеными Вышки совместно с медиками нейроинтерфейсы позволяют установить контакт с головным мозгом и декодировать его сигналы. Их применение создает возможности для стимуляции мозговой активности, восстановления и нормализации мышечного контроля пациентов, перенесших инсульт, инфаркт или страдающих иными неврологическими заболеваниями, а также способствует реабилитации людей с черепно-мозговыми травмами и потерей конечностей. О работе Центра биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ рассказывает его директор Алексей Осадчий.
Исследователи НИУ ВШЭ представили новую архитектуру нейронных сетей, понимающую симметрии мира
Сотрудники Лаборатории геометрической алгебры и приложений НИУ ВШЭ разработали новую архитектуру нейронных сетей, которая может ускорить и упростить анализ данных в физике, биологии и инженерии. Свое решение ученые представили 16 июля в Ванкувере на ведущей международной конференции по машинному обучению ICML 2025. Текст статьи и исходный код выложены в открытый доступ.
Вышка представила «Умный ортез» на форуме «Надежда на технологии»
С 10 по 11 июля в Москве прошел юбилейный, X Национальный форум «Надежда на технологии». Мероприятие было нацелено на обсуждение инновационных достижений в сфере реабилитационной индустрии. Студенческое конструкторское бюро (СКБ) МИЭМ в сотрудничестве с Институтом когнитивных нейронаук (ИКН) ВШЭ представило «Умный ортез», который был разработан на основе запроса медиков-ортопедов.
Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, как часто у россиян с легочной гипертензией встречаются генетические мутации
Команда ученых и медиков впервые в России провела масштабное генетическое исследование пациентов с легочной артериальной гипертензией. Исследователи, включая сотрудников Международной лаборатории биоинформатики факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, изучили геномы более ста пациентов и обнаружили, что примерно у каждого десятого встречаются опасные мутации в гене BMPR2, отвечающем за рост сосудов. Три мутации были описаны впервые. Исследование опубликовано в журнале Respiratory Research.
Эксперты оценили, как трансформируются образовательные системы стран БРИКС
Экспертный совет БРИКС — Россия, работающий на базе Высшей школы экономики, совместно с Институтом образования ВШЭ подготовил аналитический доклад «Трансформация систем общего образования стран БРИКС». Исследование позволяет проследить, как страны объединения решают общие задачи, включая равный доступ к школьному образованию, внедрение цифровых решений, поддержку инклюзии, языкового многообразия и межкультурного диалога.