• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Помочь коллегам услышать и увидеть друг друга»

Юлия Гринкевич стала руководителем нового подразделения ВШЭ — дирекции по международной академической интеграции. В интервью порталу Высшей школы экономики она рассказала об основных задачах и проблемах, которые ей предстоит решать на своей должности.

— Юлия Владимировна, новостная служба портала вкратце уже сообщала о вашем назначении на должность. Теперь, если можно, подробнее: вас позвали в Вышку «под решение» каких задач?

— Одной из стратегических целей Вышки является достижение статуса исследовательского университета мирового уровня. Реализация этой цели невозможна без создания единого академического и научного пространства на базе английского языка. Это и есть наша основная задача — способствовать формированию такой среды. Но не с позиции академической (эта деятельность прекрасно представлена в ВШЭ управлением академического развития), а в части адаптации административной структуры, сопровождающей и поддерживающей основную деятельность университета.

Есть разные подходы к решению этой задачи. В частности, в текущем году запускается программа «Новые администраторы», в реализации которой я буду принимать активное участие. В Вышке есть программа Кадрового резерва, участвуя в которой преподаватели и научные сотрудники понимают, как можно выстраивать свою академическую карьеру. А вот что касается администраторов — здесь такого понимания нет. Любой человек, занимающийся наукой, прекрасно отдает себе отчет в том, что незнание английского языка равносильно изоляции от мирового академического сообщества: нравится нам это или нет, английский стал lingua franca науки. Преподаватель знает, что есть прямая зависимость между признанием со стороны студентов и размером оплаты его нелегкого труда. В административной среде такого понимания пока, к сожалению, нет, но мы тоже хотим повысить мотивацию и вовлеченность административных сотрудников Вышки, связав результаты их работы и размер оплаты труда. Это поможет нам обеспечить «дружественный» и эффективный интерфейс не только нашим студентам и профессорско-преподавательскому составу, но и в том числе тем коллегам и студентам, которые приезжают к нам из-за рубежа.

— Сколько людей планируется привлечь к работе в Вышке в рамках программы «Новые администраторы»?

— На этот год мы планируем до пятидесяти человек. Но, прежде чем кого-либо привлекать, необходимо, во-первых, понять какими внутренними резервами обладает Вышка на настоящий момент, во-вторых — составить определенную «карту»: кто, на каком уровне, месте и для решения каких именно задач в первую очередь необходим.

— Какую роль в этом процессе будут играть факультеты? Могут ли они проявлять собственные инициативы?

— Конечно, могут и будут, ведь в итоге с ними новым администраторам и придется работать. Очень важно, чтобы администраторы не были «инородными телами», которые мы пытаемся «насадить», не обращая внимания на среду. В этом и заключается основная сложность программы — нужно найти человека, администратора, который будет знать, понимать и чувствовать среду. Это самый главный вызов, который перед нами стоит. Естественно, в первую очередь при поиске таких людей мы будем опираться на внутренние резервы, но и к внешним рынкам нам придется обращаться. Речь ведь идет не только о факультетах, но и центральных административных подразделениях со всей их спецификой. Университет складывается из множества субкультур — и это обязательно нужно учитывать, если мы хотим, чтобы наша система была жизнеспособна и органична.

Администрирование не сводится только к установлению жестких процедур, которым каждый должен следовать, хотя, если говорить, например, о приглашении иностранных коллег, есть российские законы, под которые мы обязаны подстраиваться. Но всегда остаются процессы, которые можно настроить в удобном, интуитивно понятном и располагающем режиме, чтобы человек, даже сталкиваясь с ограничениями и запретами, понимал, чем именно они обусловлены, а не просто ставился перед фактом. Мы должны предоставлять квалифицированную помощь, подсказки и разъяснения и ровно к этому будем стремиться. «Новые администраторы» должны помочь в достижении поставленной цели, а не пресечь инициативу на корню.

— Опыт зарубежных и других российских университетов как-то будет использован при создании такой системы в Вышке? И насколько полезными могут оказаться схемы работы с иностранными специалистами, применяемые, скажем, в корпоративном секторе?

— Нет смысла «изобретать велосипед», необходимо выбрать лучшие практики и на них опираться. Впрочем, нужно учитывать, что есть практики, которые можно использовать в разных институциональных условиях, а есть своя специфика, избежать которой невозможно. Будем искать решения, которые будут эффективными в российских реалиях. То же самое касается изучения опыта, наработанного в бизнес-секторе.

— Как будет организовано ваше взаимодействие с другими дирекциями и управлениями ВШЭ?

— Совершенно точно мы очень плотно будем работать с управлением персонала, проект «Новые администраторы» мы будем делать вместе, по-другому не получится. С другими подразделениями мы, безусловно, тоже будем взаимодействовать. Буквально на днях я посетила одно из мероприятий, которое проводит блок академического развития, и оно меня действительно очень впечатлило. Сама идея Кадрового резерва и его конкурсов мне кажется замечательной — молодые люди получают возможность организоваться, что-то придумать, поруководить собственным проектами. Очень бы хотелось применить этот позитивный опыт для программы «Новые администраторы». Это слишком хорошая задумка, чтобы ее не использовать.

Если мы хотим, чтобы в университете работали не просто профессиональные, а заинтересованные администраторы, мы должны показать им возможности их карьерного пути. Одна из проблем сейчас заключается в том, что сейчас человека сажают за стол — и на этом все. Это начало и конец его административной карьеры. Перспективы профессионального развития у него, по большому счету, нет. Вот эту ситуацию нужно менять. Человек на любом административном месте должен чувствовать, что ему есть куда расти внутри университета. При этом нельзя исключать и горизонтальных переходов — не секрет, что люди переходят из научной среды в административную. Вот обратно — я это по себе знаю — перейти практически невозможно. Но, по крайней мере, один-то переход возможен, и эту возможность мы тоже должны обозначить.

— Вы в свое время такой путь проделали?

— У меня был интересный путь. Я оканчивала Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, и по первой специальности я биохимик. Но параллельно я училась еще и на факультете иностранных языков, потом пошла в аспирантуру, написала диссертацию по культурологии — межкультурные коммуникации в практической их части меня всегда интересовали. Затем я участвовала в нескольких крупных коммерческих образовательных проектах. И почти все это время параллельно преподавала в университете.

— Какие задумки, на ваш взгляд, реально воплотить в жизнь уже в обозримое время?

— Мы с Марией Марковной Юдкевич обсуждали, например, возможность выпускать приложение к «Окнам роста» на английском языке. Понятно, что англоязычная версия «Окон» не будет выходить так же часто, как русскоязычная, но это четкий, выделенный канал информации, который позволит многое целенаправленно донести до наших зарубежных коллег, помочь им сориентироваться в пространстве Вышки.

Еще одна идея, которая представляется важной и очевидной, но однозначного воплощения которой в Вышке я пока не увидела, — это social networking для иностранных коллег и студентов. Какие среди них есть группы по интересам? Доступна ли им информация о всех проектах, ведущихся в университете? Умеют ли они в такие проекты интегрироваться? Какие идеи они сами могут предложить? На какой площадке обмен этими идеями может состояться? Я уверена, что в этом направлении наверняка уже сейчас что-то реализуется, но очень уж локально, а такие проекты должны быть видны всему университету. Наша задача — помочь коллегам услышать и увидеть друг друга.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Наука интернациональна и направлена на благо всего человечества»

28–30 октября в Высшей школе экономики прошла осенняя школа “Advances in Decision Analysis”, организованная Международным центром анализа и выбора решений НИУ ВШЭ. Среди ее докладчиков — крупные российские и зарубежные исследователи, в том числе сотрудник центра, нобелевский лауреат по экономике Эрик Маскин. Профессор Фуад Алескеров, руководитель центра, а также департамента математики факультета экономических наук НИУ ВШЭ, рассказал об особенностях школы.

Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новые цифровые инструменты для оценки когнитивных функций

В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, входящем в Институт психологии здоровья, прошел объединенный научный семинар стратегического проекта «Устойчивый мозг». Исследователи представили цифровые инструменты для оценки и коррекции речевых и когнитивных расстройств, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.

Ученые Вышки предложили диагностировать тревогу и депрессию по пульсу

Группа ученых из НИУ ВШЭ научилась диагностировать тревогу и депрессию по пульсу. Оказалось, что при умственной нагрузке сердечный ритм у людей со склонностью к ментальным расстройствам отличается от ритма здоровых людей, особенно при выполнении задач повышенной сложности. Изменения можно отследить даже с помощью пульсоксиметра или умных часов. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Psychiatry.

Проект «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ отмечает пятилетие

«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ Высшей школы экономики, направленная на развитие внутрироссийских научных партнерств. За время реализации проекта было инициировано 41 научное исследование в партнерстве с 30 региональными вузами и научными организациями. К пятилетию «Зеркальных лабораторий» приурочена серия круглых столов, которые пройдут в ВШЭ 24–25 апреля.

В России разработана программа для диагностики дислексии

Ученые НИУ ВШЭ создали инструмент, который оценивает наличие и степень дислексии у школьников, учитывая их пол, возраст, класс школы и данные видеоокулографии. В 2024 году планируется внедрение программы в клиническую практику. Исследования проводились специалистами в области машинного обучения и нейролингвистами в Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ.

Нейролингвисты Вышки выиграли премию для молодых ученых Москвы

Исследовательницы из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Буйволова и Ольга Солоухина стали лауреатами премии правительства Москвы для молодых ученых. Премия была присуждена за разработку тестов для диагностики речевых нарушений и терапевтической методики восстановления речи.  Премия вручается правительством Москвы уже 10 лет за выдающиеся фундаментальные и прикладные научные исследования в области естественных, технических и гуманитарных наук.

Вышка создала консорциум «Трансфер нейрокогнитивных технологий»

Высшая школа экономики, Национальный медико-хирургический центр имени Н.И. Пирогова и Центр патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения города Москвы подписали соглашение о сотрудничестве и создании нейроконсорциума. Он призван стимулировать разработку и внедрение передовых решений в области нейротехнологий, направленных на сохранение и улучшение здоровья людей. Соглашение подписано на 5 лет, а сам консорциум открыт для новых участников.

Вышка расширяет академическое сотрудничество с индийскими вузами

Высшая школа экономики будет развивать академическое сотрудничество с индийскими вузами. Об этом делегация Вышки во главе с директором НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Анной Тышецкой договорилась с целым рядом ведущих вузов Индии: Делийским университетом, а также с Индийским институтом технологий в Дели (IIT Delhi) и Национальным открытым университетом Индиры Ганди (IGNOU).

Российские исследователи назвали технологические мегатренды будущего

Наука и технологии — основные драйверы современного мирового развития. Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Александр Соколов, Сергей Шашнов и Артем Шашков проанализировали наиболее актуальные форсайт-проекты крупных стран и аналитических центров, посвященные различным аспектам научно-технологического развития в средне- и долгосрочной перспективе. Исследование было выполнено в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет-2030».

Центры трансфера технологий при вузах будут интегрироваться с бизнесом и институтами развития

Высшая школа экономики развивает Центр трансфера технологий — в 2023 году эта программа университета была поддержана Минобрнауки. В конце августа представители Вышки приняли участие в Форуме трансфера технологий, который состоялся в Екатеринбурге в рамках X Международного форума технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023». На нем представители вузов, реализующих программу ЦТТ, обсудили перспективы интеграции с бизнес-заказчиками и институтами развития.